Организация – это продолжение невроза ее руководителя.
Мой опыт работы с организациями насчитывает уже более 17 лет: от простых навыковых тренингов для персонала до развернутых консалтинговых проектов. Азы консультирования, описанные ныне в учебниках, пришлось осваивать в лихие 90-е «в поле», по всей России и СНГ.
С моим резюме, перечнем проектов и корпоративных клиентов вы можете ознакомиться здесь.
Основной вывод простой: никто и никогда не решит проблемы организации вместо ее руководителя. А ведь пытались на заре нашей консалтинговой юности. Принцип «Сейчас мы тут всё исправим и всех научим, как правильно руководить», которым живут неофиты оргконсультирования, набил нам немало шишек.
Опытный консультант живёт по другому принципу: «Не лезь в организацию с общечеловеческим уставом». Каждая компания уникальна. Можно сказать, что у каждой компании свой характер, который по какому-то чудесному совпадению, является зеркалом характера ее руководителя или отца-основателя. Есть энергичные стремительные организации во главе с энергичным лидером – задача консультанта слегка его придерживать, чтобы не заносило на поворотах. Есть организации – параноики, истерики, а иногда организации – самоубийцы. Кроме того, характер организации зависит от этапа ее развития, сферы деятельности и региона. И прежде чем соваться в чужой монастырь… простите, в организацию со своими рекомендациями и ультрамодными технологиями, консультант должен понимать, с каким типом организационной культуры он имеет дело.
По сути, внешний консультант в организации выполняет всего три функции:
Внешний консультант внутри организации:
А будут провоцировать: и дать совет… и взять на себя управленческую ответственность… будут подходить по «левым» вопросам и с просьбой «повлиять»… Важно не соблазняться и блюсти свою оргконсалтинговую чистоту и профессионализм.
И всё-таки она вертится…
В начале 2000-х годов в Центре Европейского организационного консультирования мы с коллегами (Г. Бершацким и Д. Склизковым) разработали собственный научный подход к организации как к живой открытой сложной социальной системе. Для понимания концепции можно привести простую аналогию.
Поведением человека управляет его психика. А существует ли аналогичный механизм в организации? Управленческая система? Нет. Руководитель, президент и различные советы директоров – это, скорее, сознание организации, центр принятия решений. А где расположены скрытые механизмы, влияющие на работу компании: истоки саботажа, ошибок, конфликтов, стереотипов организационного поведения в целом?
Поведение организации – это баланс разнонаправленных динамических сил: политических и экономических интересов, ценностей и представлений отдельных персоналий и групп. Лучшее понятие, которое позволяет анализировать и описывать внутриорганизационные процессы научным языком,– корпоративная культура.
Корпоративную культуру можно рассматривать как «психику организации» – это одновременно инструмент рефлексии организацией самой себя и средство отражения и построения отношений с внешней средой. И если руководство компании умеет управлять её корпоративной культурой, это значит, что оно обладает влиянием как на поведение отдельных людей, так и на функционирование и развитие всей системы в целом.
Подробнее в статье «Подходы к работе с организацией как с живой системой»
Перечень тренингов для организаций вы найдете здесь.
Более детальную информацию о корпоративных проектах вы можете получить на сайте компании «КорпРесурс», в команду которой я вхожу.Информацию о политических проектах вы можете получить на сайте «Школы Выборов»