Любое психологическое консультирование начинается с заключения контракта . Консультант уточняет запрос, с которым обращается клиент, – цель совместной работы. Затем оговариваются основные правила взаимодействия. Это и есть психотерапевтический контракт или устное джентельменское соглашение между терапевтом и клиентом.
Контракт необходим, прежде всего, для Вашей личной безопасности. Он позволяют клиенту лучше понимать суть и динамику процесса. Можно, конечно, безоглядно довериться гуру от психологии и следовать ВСЕМ его рекомендациям. Но я бы рекомендовала не терять контроль над ситуацией и заключить соглашение, заранее согласовав права и обязанности сторон. Отношения клиента и психотерапевта должны быть предельно прозрачны. Именно на эту ясность и прозрачность отношений между участниками терапевтического процесса и опирается большинство уважаемых терапевтических школ, начиная с психоанализа.
В контракте оговаривается цена, форма оплаты и график работы, количество встреч (сессий), необходимых для достижения результата, а также методы, которые может применять психотерапевт: имеет ли он право касаться клиента руками или использовать гипноз. В частности, если вы работаете с психоаналитиком, ваши контакты должны ограничиваться рамками беседы. Если вы обратились к телесно-ориентированному терапевту, возможен физический контакт – массажные и дыхательные техники, легкий транс.
Количество встреч также желательно обсудить заранее, чтобы посещение терапевта не превратилось в бесконечный, мало контролируемый процесс. Их может быть: 1, 2, 5, 10 и т.д. Когда срок контракта истекает – подводятся итоги.
После подведения итогов вы завершаете работу со специалистом или же оговаривает новые условия контракта: число встреч и, возможно, ставите новые задачи.
В любом случае, психолог не имеет права давать клиенту прямые советы и указания. Он помогает человеку разобраться в ситуации, обучает необходимым техниками и приёмам для ее разрешения, но… ответственность и выбор решения ВСЕГДА лежит на клиенте. В этом, если хотите, заключается свобода воли клиента, которую консультант не может (не имеет права) подавлять ни при каких обстоятельствах.